Содержание программы

START. Проектирование индивидуального учебного плана (8)

Данный раздел является обязательным для всех, кто принял решение освоить программу профессиональной переподготовки. Это решение может быть принято в начале освоения программы или после того, как слушатель освоил несколько тем , предлагаемых в программе.

Если нажать на тему, можно прочитать описание практик. График практик представлен во вкладке "Расписание ".

Раздел А. Теоретические основы тьюторства (min 16)

Тема А.1. Философско-методологические основания тьюторства. (8)

Фаулз и все все все"Фаулз и все, все, все"

Обычно темы типа "Филофско-методологические основания тьюторства" воспринимаются студентами и слушателями с прохладцей.
В предлагаемой практике я намерен изменить это отношение. Я, следуя ф. Ницше, считаю философию "веселой наукой", крайне интересным занятием, которое позволяет человеку понять важные для себя мысли и, как следствие измениться. Изменить себя. Мы будем читать и понимать книгу Дж. Фаулза "Аристос", в которой в оргинальной форме изложены идеи индивидуалима, в том числе, что важно для тьюторов - индивидуализма в образовании. Участникам перед практикой рекомендую ознакомиться с моей статьёй "Аристос"

Раздел В. Базовые тьюторские техники (min 80)

Тема B.1. Знакомство. (8)

Тьюторилы знакомства   "Знакомство"

 Часто тьюторы переживают, что вроде бы и хотят, но ничего не делают для поиска новых тьюторантов. Причина может быть неочевидна. Многим не очень понятно, а что с ним делать, с новеньким, «холодненьким» и совсем не прокаченным тьюторством.

На предлагаемой практике будем осваивать силу первых 30 минут с новым человеком. Как расслабить себя, как установить нормальный контакт, как попробовать войти в «длинную» работу»? Как не превратить знакомство в допрос?  На эти и многие другие вопросы будем через упражнения и пробные тьюториалы будем находить ответы.

Раздел С. Организационные формы тьюторского сопровождения (min 8)

Тема С.1. Индивидуальное сопровождение тьюторанта по заказу родителя. (8)

Техника тьюторского сопровождения при наличии заказчика"Техника тьюторского сопровождения при наличии заказчика"

Проведение тьюториалов или консультаций при появлении Заказчика (того, кто заказывает и оплачивает работу с клиентом) становится более сложным. Возникает ряд дополнительных задач. Например, с клиентом нужно согласовать, что можно рассказать заказчику, а что нет. От понимания и проработки этих задач будет зависеть успешность сопровождения.На практике мы обсудим эти задачи и на конкретных кейсах потренируемся в их решении.

Работа с родителями на этапе контрактинга"Работа с родителями на этапе контрактинга"

Работа с родителями тьюторанта  - та тема, которая вызывает у многих тьюторов затруднения и в некотором роде сопротивление. Часто это бывает связано с тем, что тьютор пытается с родителями работать так же, как с тьюторантами. А родители не заказывали для себя тьюториалов. Родители ждут одного от тьютора, а тьютор  вообще ничего не дает, либо дает другое,  часто не то, что нужно родителям.

Первая встреча и разумное ее ведение позволит тьютору не брать на себя то, что он делать не будет, если это что-то лежит вне в зоны его профессиональной деятельности.

На практике будем учиться разговаривать с родителями в адекватной интонации, четко проговаривать то, на что подписываемся в работе с тьюторантом, быть для родителей тьюторанта не тьютором, но профессионалом.

Совместная работа с родителями и с тьюторантом"Совместная работа с родителями и с тьюторантом"

Тьюторская работа с семьей - одна из самых сложных. Тьютор должен быть в нескольких профессиональных позициях, видеть их, уметь сочетать и переходить в нужный момент из одной в другую. Как быть "на стороне всех", как помочь выстроить диалог при разногласиях, как помочь членам семьи услышать друг друга? Как дать возможность каждому принять свои решения, объединенные общими договоренностями? На практике будем учиться отрабатывать способы ведения семейных тьюториалов.

Работа с родителями"Работа с родителями"

Кем является тьютор для родителей тьюторанта? Вроде бы простой вопрос, но каждый отвечает на него по-своему. Эксперт, консультант, тьютор, исполнитель, обязанный слушаться... можно перечислять достаточно долго.

На практике будем осваивать уместные проявления тьютора в разных ситуациях. Могу сказать, что позиция, из который вы общаетесь с родителями тьюторанта, может быть даже не очень важна. Гораздо более важным бывает настрой, интонация, невербальные проявления. Родителю тоже бывает сложно говорить с кем-то посторонним о своем ребенке. Как оберегать родителя от его тревоги и защищать себя от неожиданной агрессии или манипуляций. Про это и многое другое будем говорить на практике.

Работа с родителями удержание границ"Работа с родителями - удержание границ" 

Тьютор, работая с тьюторантом, работает не только с ним, но и с его семейной системой. Достаточно часто встречаются случаи, когда тьюторант хочет одного, его родители другого, а какой-либо значимый взрослый - третьего.

  • Как удержать работу в поле запроса тьюторанта?

  • Как не вестись на "нетьюторские" запросы родителей?
  • Как родителям не стать тьютором, если они не запрашивают такую работу?
  • Как найти свою интонацию работы с родителями?
  • Как видеть границы своей работы?

Эти и другие волнующие вас вопросы будем разрешать на предлагаемой практике.

Раздел D. Тьюторское сопровождение отдельных процессов (min 16)

Тема D.1. Тьюторское сопровождение процесса принятия образовательных решений. (8)

Тьютор сопров обр решений"Тьюторское сопровождение образовательных решений"

Важное направление тьюторской деятельности – сопровождение принятия и реализации образовательных решений. Речь идет о поступлении (в ВУЗ, в лицей, в школу «Летово», в колледж, в магистратуру, да мало ли куда еще!), о решении заняться самообразованием в определенном направлении, о том, ехать на стажировку у другой город (страну) или нет, перейти с одного направления подготовки на другое, или остаться на прежнем...

Жизнь современного человека полна образовательных решений такого рода.

В ходе практики мы будем отрабатывать техники сопровождения образовательных решений на различных этапах «состояния решения», от «скоро ЕГЭ, а я не знаю куда поступать» до «как сделать первый, второй шаг и выработать новую привычку». Часть практики будет посвящена супервизии кейсов, которые предложат участники практики.

Раздел E. Формы осуществления тьюторской деятельности в образовательной организации 

Тема E.1. Проектирование деятельности тьюторской службы. (16)

1818764"Конструирование развивающей обратной связи"

Механизм обратной связи – один из самых эффективных в развитии профессионализма тьютора. Но…при этом невостребованный. Все дело в том, что в самой процедуре скрыты некоторые опасности как для принимающего обратную связь, так и для дающего.
На практике будем обсуждать как учитывать эти опасности, конструировать механизмы развивающей обратной связи в деятельности тьютора, тьюторской службы, организации.

Проектирование деятельности"Проектирование деятельности тьюторской службы или своей частной практики"

Быть тьютором интересно и увлекательно. Работать тьютором бывает сложно. Либо задачи приходится решать не совсем тьюторские или не совсем понятные, если ты работаешь в организации. Либо заставить себя выстроить свою деятельность так, чтобы она приносила нужных клиентов и деньги, если ты частный тьютор или хочешь им стать.

На практике мы не будем получать новые знания. Мы будем проектировать конкретные действия и шаги, которые сделают вашу тьюторскую практику (частную или в организации) такой, какой вы хотите. Но просто спроектировать - будет недостаточно. Надо будет реально действовать и воплощать в жизнь то, что вы задумаете.

Раздел F. Техники заботы о себе

Тема F.1. Забота тьютора о самом себе. Предотвращение выгорания. (16)

Забота тьютора о самом себе"Забота тьютора о самом себе. Предотвращение выгорания"

Любая деятельность, если в нее реально вкладываться собой, рано или поздно приводит к ощущению выгорания. Работа тьютора - далеко не исключение.

На практике мы будем разбирать предвестники выгорания, способы быстрой помощи себе хорошему-любимому, разные варианты заботы о себе. Будем осуществлять тьюторский детокс и учиться снимать с себя профессиональную роль, когда она становится не нужна. А так же поговорим по душам о тьюторстве, о нашей роли в тьюторстве и о той помощи, которую так или иначе мы оказываем другим.

Раздел G. Профессиональные пробы тьютора (min 18)

Данный раздел предполагает самостоятельную работу слушателя. Профессиональные пробы слушателя – реализация освоенных техник и методов работы в реальной практической деятельности. Минимальное количество профессиональных проб – 3.  Проба включает подготовку, практическую работу (обучение, тьюториалы, семинары и совещания с сотрудниками, родителями, иными акторами), рефлексию. По результатам пробы должно быть написано эссе. В ходе пробы осуществляется супервизия.  Минимальное количество часов на одну пробу – 8.

FINISH. Завершающие практики (min 16 )

1. Стажировка (36)

Обязательным условием освоения программы является участие слушателя в одном образовательном интенсиве «Вперед, в будущее!». В ходе этого интенсива могут быть освоены темы разделов D и G (подробнее на странице СТАЖИРОВКА).

По итогам стажировки ее участник получает удостоверение о повышении квалификации на 36 часов.  Эти часы можно вписать в 256 часов для более быстрого освоения всего объема. А можно увеличить объем часов переподготови до 292, чтобы остались часы для освоения еще четырех практик или супервизии.

Для зачета - участники пишут и прикрепляют рефлексивное эссе по результатам участия (что вам дала стажировка, что будете использовать в своей работе, к каким размышлениям на перспективу вас подтолкнуло участие в интенсиве).


* В скобках у каждой темы указано минимальное количество часов.